Паническая атака у подростков

Алан-э-Дейл       20.11.2022 г.

Снохождение и сноговорение

При снохождении  (somnambulism) и сноговорении (somniloquy) ребенок садится в постели с открытыми глазами, но так называемым «невидящим взором». Активность может варьировать в диапазоне от бесцельного беспокойства в постели вплоть до реального хождения по дому. Речь нечеткая и редко носит внятный, понятный характер. Эти расстройства возникают у детей школьного возраста, больше у мальчиков, чем у девочек, и часто сопровождаются также энурезом. Дети со снохождением могут получать травмы и родителям необходимо предпринять меры, чтобы избежать опасных ситуаций, например, падения с балкона или лестниц. Спальные комнаты для таких детей должна находиться на первом этаже, окна и двери надежно закрыты. Во время эпизода снохождения родители должны минимально вмешиваться и воздерживаться от того, чтобы встряхивать его, кричать на него

Такой тип поведения во сне обычно проходит с возрастом и обычно не требует специального вмешательства, кроме мер предосторожности, указанных выше. Другой способ – это так называемые «пробуждения по расписанию»

Родители ведут дневник, на протяжении нескольких ночей записывают время, когда происходит снохождение и затем начинают будить ребенка за 15 минут до предполагаемого времени. При  этом необходимо убедиться, что ребенок находится в состоянии полного бодрствования как минимум 5 минут. Использование такого метода устраняет снохождение у 80% детей.

Механизм развития и критерии отличия

 Каждая деятельность, в том числе и дыхательная, регулируется определенным отделом головного мозга. В состоянии стресса и нервного перенапряжения центральная и периферическая нервная система выходят из строя. Теряется контроль над центром дыхания в головном мозге, распространяется перевозбуждение, в результате чего ускоряется дыхание.

Легкие переполняются воздухом, вызывая гипокапнию, то есть в крови чрезмерно увеличивается количество кислорода, а углекислый газ снижается ниже нормы. Такой дисбаланс газов и вызывает приступ психогенной одышки.

Несмотря на то что симптомы ее проявления схожи с истинной одышкой, все-таки существуют некоторые критерии, позволяющие ее дифференцировать:

     Виды одышки
Критерии

Психогенная

Истинная

Причина

При обследовании внутренних органов не удается выявить

Патология сердца, почек, легких и др.

Телесные симптомы

Отсутствуют

Бледность или цианоз кожи, бочкообразная грудная клетка, отеки

Изменение положения тела

Не влияет на характер дыхания

Смена положения может облегчать или провоцировать патологический симптом. Особенно часто усиливается после физических нагрузок.

Характер нарушений

Непостоянный

Постоянный

Периодичность

Обостряется на погоду, в определенное время суток (у одних приступы случаются утром, у других – в ночное время)

Проявляется чаще весной и осенью.

Кашель

Не купируется медикаментозными препаратами

Купируется в ряде случаев медикаментозно

Переключение внимание

Все симптомы уходят, если перевести разговор в другое русло

Одышка сохраняется, связь отсутствует

Как бороться с недосыпом

Несколько способов помочь школьнику отоспать недосып. 

<<Форма демодоступа>>

1. Снижение нагрузки

Часто проблемы со сном — результат эмоционального напряжения из-за учёбы. Если школа и дополнительные занятия отнимают слишком много сил, детям будет трудно заснуть, даже несмотря на физическую усталость. В голове будут постоянно прокручиваться текущие проблемы и завтрашние задачи.

В этом случае помогает выписывание перед сном всех беспокоящих вопросов. «Выгрузив» всё из головы на бумагу и пообещав разобраться с этим завтра, ребёнку будет проще заснуть, а его сон будет более спокойным. 

В некоторых случаях помогает смена формы обучения. Например, переход на семейное обучение позволяет учиться дома и оптимизировать учебную нагрузку. 

2. Соблюдение режима 

Школьникам следует ложиться и вставать в одно и то же время. Распорядок дня вырабатывает привычки, которые позволяют тратить меньше энергии на рутину и самоконтроль.

Мы уже писали о том, как помочь ребёнку наладить режим.  

<<Перелинковка2>>

3. Минимальное использование гаджетов перед сном

Идеально, если в распорядке дня школьника выделено специальное время для просмотра телевизора или «залипания» в планшете. 

Чтобы вовремя отходить ко сну, физиологи советуют полностью отказываться от компьютера и смартфона за 2–3 часов до отбоя. Это поможет психике перейти в «режим отдыха», а свет от экранов не будет отвлекать организм от выработки гормона сна.   

4. Создание обстановки для сна

Оптимальная температура в помещении для засыпания — 21 градус. Комнату, где спит школьник, перед отходом ко сну рекомендуется проветривать в течение 15–20 минут

Важно, чтобы у ребёнка было комфортные одеяло и подушка. От неправильно подобранной подушки затекает шея, а слишком тёплое одеяло может снижать качество сна

Спать нужно с полностью выключенным светом. Чтобы с утра ребёнка не будило солнце, подойдут светонепроницаемые шторы «блэкаут». 

<<Форма бесплатного курса>>

Общие рекомендации по атмосфере в комнате: тихо, темно и прохладно. Если есть домашние животные, лучше закрывать дверь комнаты на ночь, чтобы пушистые друзья не разбудили ребёнка посреди ночи. 

5. Дополнительная физической активности

Крепче спать помогает спорт. Родители могут выбрать для ребёнка секцию или предложить ему делать несложные тренировки в домашних условиях. Если на спорт нет времени или желания, нужно хотя бы выходить на вечернюю прогулку. Свежий воздух — ещё один залог качественного сна.

Обструктивное апноэ во сне

Обструктивное апноэ характеризуется обструкцией верхних дыхательных путей, несмотря на дыхательное усилие, что нарушает нормальный режим сна и легочную вентиляцию. Заболевание может быть связано с ожирением, уменьшением размера просвета верхних дыхательных путей или недостаточностью мускулов-расширителей глотки. Однако у детей обструкция возникает в первую очередь из-за увеличенных миндалин и аденоидов. Начальные проявления обычно возникают в возрасте от двух до восьми лет, что совпадает с пиком роста миндалин, но это состояние может проявиться в любом возрасте. Общая распространенность среди детей составляет от 1% до 5%. Страдают апноэ и мальчики, и девочки, но чаще заболевание наблюдается у этнических меньшинств. Классическими симптомами апноэ являются храп и нарушения дыхания. Однако не у всех храпящих детей есть это заболевание. Распространенность ночного храпа у детей достигает 27%, что может затруднить распознавание апноэ. Другие общие симптомы включают необычное положение для сна (например, чрезмерно вытянутую шею, сон, сидя с открытым ртом), связанное со сном парадоксальное дыхание, ночное потоотделение или энурез, утренние головные боли и чрезмерную дневную сонливость. Однако дети реже, чем взрослые, проявляют дневную сонливость. Сонливость у детей чаще проявляется в виде подавленного настроения, плохой концентрации, снижения внимания или поведенческих проблем. При физикальном осмотре могут быть обнаружены увеличенные миндалины, микрогнатия и воронкоообразная грудная клетка.

Детей с подозрением на обструктивное апноэ следует направлять на полисомнографию. Кроме того, направление к специалисту сомнологу понадобится для детей из групп риска, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности, кардиореспираторной недостаточностью, черепными аномалиями, врожденными пороками и синдром Дауна.

Оставленное без внимания врача апноэ приводит к нейроповеденческим проблемам, снижению внимания, нарушениям эмоциональной регуляции, снижению успеваемости, ночному энурезу, нарушениям роста и, в редких случаях, к системной гипертензии, легочной гипертензии и развитию «легочного сердца».

Основным методом лечения является аденотонзиллэктомия. Послеоперационная полисомнография демонстрирует избавление от апноэ более чем у 70% детей с нормальным весом, и менее чем у половины детей с ожирением. Также может произойти послеоперационное улучшение качества жизни и поведения. После лечения всем детям необходимо пройти клиническое обследование через шесть-восемь недель после операции, а полисомнографию следует повторить для оценки остаточного апноэ у детей с ожирением. 18 По назначению полисомнографию следует проводить после полного заживления глотки, обычно не ранее, чем через шесть недель после операции.

Нормальный сон у детей.

Сон у совсем маленьких детей существенно отличается от сна у взрослых. Младенцы до 6 месяцев проводят 50% своего сна в стадии инактивного REM сна по сравнению с 20% у взрослых. Сон у малыши начинается через начальную активную REM стадию, тогда как у взрослых первая REM фаза появляется не раньше чем через 90 минут от момента засыпания. Активная REM фаза часто повторяется у младенцев, формируя укороченные циклы сна. До 6 месяцев спокойный REM (определяемый также как спокойный или неопределенный сон) не может быть подразделен на ЭЭГ стадии, известные как зрелый паттерн сна. После 6 месяцев архитектура сна младенца начинает становиться похожей на таковую у взрослых. После начального «установочного» периода, который обычно длится от 10 до 20 минут, наблюдается переход из 1 стадии NREM в стадии 3 или 4. Ребенок может вернуться в стадию 1 и повторить цикл. После одного или двух циклов NREM сна, через 60-90 минут наступает REM сон. Первая треть ночи представлена в основном глубоким сном (Стадии 3 и 4 NREM). Во второй половине ночи преобладают стадии 2 NREM и REM сон. У новорожденных, общее время сна равномерно распределено между дневным и ночным периодами суток. Ночной сон постепенно консолидируется в один непрерывный эпизод к первому году жизни. Количество дневного сна постепенно снижается на протяжении первых трех лет жизни. К четырем годам, большинство детей не испытывают больше потребности в коротком дневном сне. Потребность в ночном сне также снижается, так что в подростковом возрасте она сопоставима с потребностью у взрослых.

Как устранить страх

Гипнофобия активно поддается лечению. При легкой форме расстройства человек способен помочь себе самостоятельно. Рекомендуется создавать благоприятную атмосферу перед засыпанием. Для этого можно осуществлять вечерние прогулки на свежем воздухе в спокойной обстановке, совершать умеренные физические нагрузки. Хороший фильм, литература также окажут положительный эффект.

Чтобы снять мышечные и психологические зажимы, применяют ароматерапию, медитацию, занятия йогой.

Когда расстройство противостоит самостоятельному лечению, то делу поможет специалист – психотерапевт. Наиболее подходящим видом психотерапии становится когнитивно-поведенческий подход. Детальная проработка проблемы, основанная на рациональном подходе, позволяет подойти к ней осознанно. В результате иррациональный страх превращается в смехотворную, нелепую историю.

Из других поведенческих подходов применяют:

  • психоанализ, когда требуется более тщательная проработка проблемы;
  • экспозиция – соприкосновение с объектом страха;
  • десенсибилизация – метод, позволяющий принять, привыкнуть к гипнофобии. Больного сталкивают с предметом страха до той поры, пока его одолеет сверхмощный ужас;
  • моделирование – обучение клиента модели рационального поведения в момент расцвета фобии.

Медикаментозная терапия при сомнифобии является второстепенной. Обычно назначают антидепрессанты или седативные препараты.

Гипнофобия – разрушающее расстройство, изматывающее и истощающее, однако практически всегда поддающееся лечению. Пребывание один на один со своим страхом подпитывает развитие фобии, но правильная тактика лечения поможет ощутить все прелести здорового, крепкого сна.

Симптомы

Симптомы синдрома беспокойных ног не зависят от его причины. Основным признаком патологии является неприятное ощущение в стопах и голенях. Пациенты описывают его как жжение, зуд, покалывание, распирание или сдавливание, боли, тяжесть и т.п. Дискомфорт появляется в покое, чаще всего во время засыпания, и вызывает стойкое желание пошевелить ногами. Ощущения прекращаются во время движения и возобновляются в покое. В результате процесс засыпания нарушается.

В течение ночи проблема сохраняется. Человек продолжает двигать ногами (а иногда и руками) неосознанно, в результате чего сон становится поверхностным и прерывистым. Сила приступов особенно выражена в начале и середине ночи (до 2-3 часов утра), затем дискомфорт постепенно сходит на нет. Недостаточный ночной отдых приводит к появлению сонливости в дневное время

У пациента снижается внимание, способность к концентрации. В тяжелых случаях развивается стойкое расстройство сна, а оно, в свою очередь, приводит к нервному истощению и депрессии.

Некоторые люди отмечают появление дискомфорта в ногах и в дневное время. Длительное пребывание в сидячем положении, например, во время поездки, работы за компьютером или посещения театра также провоцирует приступ.

Причины подросткового недосыпания

Некоторые из причин, почему многие подростки регулярно не высыпаются:

  1. Гормоны полового созревания переводят часы организма подростка вперед примерно на один или два часа, в результате они начинают засыпать на 1-2 часа позже.
  2. Использование экранных устройств — смартфоны и другие устройства, используемые перед сном, сокращают время сна. Согласно исследованию, подростки, отключившие свои смартфоны за час до сна, получают дополнительный сон в объеме 21 минуты в сутки (это один час и 45 минут в течение школьной недели).
  3. Беспокойное послешкольное расписание — домашняя работа, спорт и социальные обязательства могут сократить время сна подростка.
  4. Развлекательные мероприятия — приманка в виде стимулирующих развлечений, таких как телевидение, интернет и компьютерные игры, заставляет подростка быстрее вставать с постели.
  5. Воздействие света — свет подсказывает мозгу, чтобы он не спал. Вечером свет от телевизоров, мобильных телефонов и компьютеров может предотвратить адекватное производство мелатонина, химического вещества мозга (нейротрансмиттер), ответственного за сон.
  6. Социальные привычки — в западной культуре сохранение активности ценится больше, чем сон.
  7. Нарушение сна, такие как синдром беспокойных ног или апноэ, могут влиять на продолжительность сна подростка.

Причины возникновения заболевания

К счастью с таким заболеванием не рождаются. Оно приобретается в течение жизни. Не зависит от воли человека, а приобретается в результате профессиональной деятельности человека. Поэтому перейдем к рассмотрению основных причин возникновения этого заболевания.

Основные причины:

  1. Неправильный образ жизни. Возникает в результате длительного употребления напитков, и предметов, запрещенных к употреблению. Сюда же стоит отнести недосыпание, неправильный режим трудового дня, умственное и физическое переутомление, недостаток воздуха и солнца, а также малоподвижный образ жизни человека.
  2. Психологическое переутомление. Иногда в результате психологического переутомления возникают различные эмоциональные расстройства. В результате появляются навязчивые страхи, депрессии, угнетенность, тревога
  3. Хронические заболевания. В этом случае заболевание является следствием или сопровождает более серьёзное заболевание. В результате идет не только истощение организма, но и ослабление иммунной системы.
  4. Неправильный рацион питания. Это заболевание появляется тогда, когда человек употребляет в пищу некачественные продукты в результате переедания и недоедания.
  5. Уровень экологической безопасности. Плохой уровень экологической безопасности не только негативно отражается на здоровье человека, но и на его психоэмоциональном состоянии.
  6. Различные вирусы. На нормальную жизнедеятельность и возникновение заболевания могут влиять различные вирусы и герпес-вирусные инфекции.

Симптомы сухого кашля у детей при различных заболеваниях дыхательных путей

Сухой детский кашель сигнализирует о том, что дыхательные пути не освобождаются от мокроты, а значит, происходит ее застой, который может привести к бронхиту или пневмонии. Распознать его легко: першение в горле, невозможность откашляться, приступы сухого кашля у ребенка, которые повторяются снова и снова. Такой кашель усиливается в теплой комнате и непосредственно после того, как малыш ложится спать.

ОРЗ и ОРВИ

При ОРЗ, ОРВИ сухой непродуктивный кашель причиняет ребенку много страданий. Может повышаться температура до высоких значений, и тогда родителям приходится вызывать неотложную помощь, чтобы нормализовать состояние малыша. Сухой кашель раздражает слизистую глотки, от него повышается давление.

  • ломотой в теле;
  • головными болями;
  • расстройством стула;
  • насморком;
  • осиплостью голоса;
  • увеличением глоточных миндалин;
  • заложенностью носа;
  • повышением температуры;
  • увеличением аденоидов;
  • ознобом, признаками лихорадки;
  • потерей аппетита;
  • покраснением горла, появлением белого налета на языке.

Чем младше ребенок, тем сложнее он переносит вирусные инфекции наподобие ОРВИ и ОРЗ, которые без лечения могут осложняться болезнями верхних дыхательных путей, протекающими, как правило, хронически, с частыми обострениями и упорным кашлем. Вылечить его бывает довольно сложно. Каждый родитель стремится помочь своему ребенку, приобретая средства от сухого кашля у детей, но с медикаментами лучше не шутить. Назначать их должен только врач.

Бронхиты и трахеиты

Трахеит и бронхит — распространенные осложнения ОРЗ, гриппа, ОРВИ и других вирусных инфекций. Иногда заболевания протекают самостоятельно, но это случается редко. При трахеите инфекционные возбудители вызывают воспаление трахеи — трубочки, соединяющей бронхи и гортань. Кашель при этом заболевании сухой, мучительный, усиливается ночью и утром. Температура остается в пределах нормы, могут возникать боли за грудиной.При бронхите кашель сухой обычно первые дни болезни, а потом он становится влажным, и мокрота начинает активно отходить. Дополнительно у ребенка наблюдаются насморк, першение в горле, головные боли, слабость, повышенная утомляемость.

Ларингит и фарингит

При ларингите (воспаление слизистой гортани) кашель у ребенка сухой, приступообразный и мучительный, мокрота плохо отделяется из-за ее повышенной вязкости. При этом может развиться саднение в горле, нередко появляется головная боль. При обострении ларингита температура тела часто повышается, миндалины могут быть отечными и красными, как и голосовые связки.Фарингит (воспаление глотки) протекает с сухим кашлем, покраснением задней стенки глотки, повышением температуры и чувством першения в горле. Мокрота в большинстве случаев не выделяется, если только заболевание не протекает на фоне других инфекций.

Как это выглядит?

На взгляд неискушенного наблюдателя происходит нечто таинственное: среди ночи, примерно через 1–2 часа после засыпания, малыш встает с постели и начинает ходить или что‑то делать. Иногда ребенок может не вставать, а просто проявлять признаки беспокойства, «крутясь» на кровати. Кажется, что малыш все делает осмысленно, как будто он проснулся и отдает отчет своим действиям, на самом деле он находится в глубоком ­сне.

Если приглядеться, можно заметить, что все движения ребенка бессмысленны и плохо координированы. Чаще всего можно наблюдать хождение по разным комнатам, реже можно видеть действия с предметами, которые как бы копируют обычные ежедневные действия (одевание, манипуляции с игрушками и т. д.). Обычно снохождение продолжается от нескольких минут до получаса. Взгляд малыша становится отрешенным, выражение лица безучастным, какая‑либо реакция на окружающих отсутствует. Разбудить малыша тяжело, но если вдруг эти попытки увенчались успехом, то он долго не может прийти в себя, не понимает и не помнит, что делал, он просто дезориентирован.Дело в том, что действия во сне происходят в фазе глубокого (медленного) сна. Поэтому все, что было в этот период во сне, ребенок после пробуждения не ­помнит.

Как выявляется

При возникновении проявлений одышки следует обратиться к врачу. В первую очередь, он должен проверить, не является ли симптом признаком физической патологии. Для этого врач проводит опрос пациента, а после приступает к объективному обследованию: осматривает, прослушивает больного.

Чтобы исключить болезни внутренних органов, назначается ряд обследований:

  • рентгенография;
  • аллергопробы;
  • КТ или МРТ;
  • ЭКГ, УЗИ сердца;
  • ОАК.

Не выявив патологию, врач отправляет больного к неврологу или психотерапевту.

Психотерапевт собирает психогенный анамнез, куда входят сведения о наличии психических расстройств, возможного психотравмирующего фактора, а также особенности развития в детстве.

Психологический анализ подразумевает исследование личности, в том числе — с помощью тестирования. Особенно эффективен Наймигенский опросник, который результативен в 90% случаев. Он был разработан голландскими пульмонологами. Включает в себя 16 позиций, характеризующих признаки ГВС. Их выраженность оценивается в пределах 0-4 балла.

В процессе неврологического осмотра проверяются неврологические симптомы, определяют повышенную потливость ладоней и стоп. Возможно проведение электромиографии.

Среди дополнительных обследований выделяют гипервентиляционную пробу, кислотно-основное обследование крови, а также баланс электролитов. Как правило, при неврогенной одышке выявляется дефицит магния и кальция в крови.

Расстройство задержки фазы сна

Главные циркадные часы, расположенные в супрахиазматическом ядре, контролируют время сна и у большинства людей работают в цикле 24 часа. Несоответствие между внутренними часами и внешним миром требует постоянной «перезагрузки» по временным сигналам, таким как свет, мелатонин, физическая активность, температура тела и прием пищи. Свет — самый мощный из этих указателей — синхронизаторов. Несоответствующее время воздействия света может изменить циркадные ритмы. Например, воздействие света перед сном (особенно синего спектра экранов гаджетов и телевизоров) может подавить выработку мелатонина и, в конечном итоге, отсрочить наступление сна. У детей с расстройством отсроченной фазы сна обычное время сна и бодрствования отстает как минимум на два часа по сравнению с социально приемлемым временем. Расстройство чаще встречается в подростковом возрасте, когда считается, что циркадный ритм удлиняется, и ребенок становится более социальным. Распространенность нарушения среди подростков составляет от 7% до 16%. Заболевание диагностируется на основе истории болезни пациента и документирования времени сна и бодрствования в дневнике или журнале сна. Беспокойство родителей обычно связано с поздним отходом ко сну (в 2 часа ночи или позже), сном, трудностями с пробуждением и опозданиями в школу. Однако частые ночные пробуждения необычны, и архитектура сна обычно нормальная.

Лечение направлено на приведение циркадного ритма в соответствие с желаемым временем сна и бодрствования. Как и при всех нарушениях сна, поддержание регулярного цикла сна и бодрствования, соблюдение правил гигиены сна являются основой лечения

Важно избегать яркого света перед сном. Удаление всех светоизлучающих устройств (например, электроники, портативных носителей, планшетных компьютеров, сотовых телефонов) из спальни может быть полезным

Терапия ярким светом, используемая в течение первых одного-двух часов после пробуждения, также может быть полезной для улучшения циркадного ритма. Существуют убедительные доказательства того, что добавление мелатонина (от 0,3 до 5 мг за 1,5-6,5 часа до желаемого отхода ко сну) является эффективным лечением расстройства отсроченной фазы сна.

Откуда берется страх уснуть

Расстройство порождается страхом потери контроля. Засыпая, человек утрачивает способность контролировать ощущения в теле, события вокруг.

Боязнь засыпания исходит из далекой древности. Первобытные люди воспринимали спящий период как опасность быть съеденными хищниками или убитым вражескими племенами,  лишиться имущества.

В животном мире самым глубоким сном обладают крупные хищники, поскольку угроза для них от других животных минимальна. Глубокая фаза у хищных млекопитающих составляет 37% от общего сна, а у мелких грызунов она равна 3%.

Причины гипнофобии или, как еще ее называют, клинофобии, сомнифобии, разнообразны.

  1. Детские страхи, формирующиеся под влиянием просмотренных фильмов ужасов или услышанных страшилок. Детская психика слабо отличает выдуманное от действительного, обладает повышенной внушаемостью. Поэтому устрашающим кадрам из фильмов дети нередко придают реалистичности настолько, что вымышленные ужастики сопровождают ребенка во сне и наяву. Что касается услышанных страшилок, то богатое детское воображение способно очень ярко отобразить в сознании и испугать малышей больше, чем увиденное. Здесь все зависит от детской фантазии. Страхи, приобретенные в детстве, способны сопровождать человека и в зрелом возрасте, если вовремя не были купированы.   
  2. Кошмарные сновидения, отбирающие у человека желание спать.
  3. Стрессовое событие, перенесенное в спящем состоянии. Человек неудачно упал с кровати в сонном состоянии, сильно испугался. Впоследствии у него сформировалась боязнь сна.
  4. У впечатлительных людей, с развитым воображением фобия появляется после общения с гипнофобом. Больной поведывает собеседнику о своих страхах. Внушаемый человек с легкостью переносит их на себя. Ночью воображение обостряется в разы, рождая нелепые, устрашающие фантазии.
  5. Клинофобия проявляется как результат экономии времени. Человек боится заснуть, так как считает, что потратит время зря, не успеет справиться с важными делами или потеряет возможность развлечься.
  6. Существуют специфические причины клинофобии. Например, мать новорожденного ребенка боится уснуть, так как утратит способность наблюдать за еще беспомощным малышом.
  7. Распространенной причиной сомнифобии является страх смерти. Особенно это характерно для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Страх быть поверженным инсультом или инфарктом в спящем состоянии настолько силен, что человек боится уснуть. В спящем состоянии люди лишены возможности контролировать происходящее. Очевидно, именно этот факт провоцирует боязнь того, что больной не сможет ощутить болезненных ощущений и предпринять необходимых мер, и, в результате неоказанных медицинских мероприятий, умрет во сне.
  8. Страх быть похороненным заживо рождается в результате боязни впадения в летаргический сон. Данное состояние характеризуют как глубокий сон длительной продолжительности, во время которого организм якобы самостоятельно поддерживает жизненно важные функции, и ему ничего не угрожает. Однако человек спит настолько крепко, что разбудить его невозможно. Дыхание, сердцебиение настолько слабо выражены, что порой сложно определяются. В итоге спящего признают мертвым, из-за чего возникает боязнь прижизненного захоронения. Подобной фобией страдал Николай Васильевич Гоголь.

В юности великий писатель перенес малярию, приведшую к энцефалиту. Воспаление мозга удалось вылечить, но последствия болезни остались с писателем на всю жизнь. С Николаем Васильевичем периодически случались тяжелые обмороки, за которыми следовал глубокий сон. Писатель страшно боялся, что во время такого сна его сочтут мертвым и похоронят заживо.

Существует легенда, что страхи Н.В. Гоголя все-таки оправдались. Случилось это следующим образом. Писатель очень любил жену своего друга. После смерти женщины он был настолько подавлен, что уснул, и так крепко, что впал в летаргический сон. Гоголя приняли за мертвого и похоронили. Эти данные будто бы подтвердились при раскопках тела во время реставрации  кладбища. Погребенный находился в неестественной позе, а одежда была разорвана. На самом же деле такого происшествия не было, оно выдумано.  

Стоит успокоить в некоторой степени тех, кто страшится летаргического сна. На самом деле это вымышленное понятие и официальной медициной отвергается. Существует термин «летаргия», означающий слабость, недомогание, упадок сил. Однако она и развивается как следствие недостатка сна.

Последствия бессонницы

В период сна растет уровень анаболических процессов в организме человека, а ближе к вечеру начинает свою выработку гормон сна – мелатонин. Именно он вызывает у нас желание спать. В состоянии сонливости снижается активность мозга, а именно: мы наблюдаем рассеянность сознания, зевоту и замедление пульса. При нарушениях сна человеку сложно быстро уснуть. Наутро такие люди редко чувствуют себя отдохнувшими. Последствием таких нарушений может стать хроническая бессонница. В дальнейшем это состояние может вызвать осложнения в виде расстройств психического характера, сбивания дыхания, судорог ног по ночам. Проблемы со сном в случае инсомнии могут повышать уровень сахара в крови и провоцировать аритмию, не говоря уже о хронической усталости и потере внимания. Неспокойный сон вызывает депрессию и ухудшает качество жизни человека

Поэтому важно не запускать бессонницу, а вовремя начинать борьбу с ней, не давая развиться осложнениям

Парасомнии

Такие парасомнии, как лунатизм (сомнамбулизм), разговоры во сне, спутанное возбуждение, ужасы и кошмары во сне встречаются у каждого второго ребенка. Они определяются как нежелательные события, которые сопровождают сон и обычно происходят во время переходов от сна к бодрствованию. Кроме того, они характеризуются сложной деятельностью ребенка, которая кажется целенаправленной, но характеризуется отсутствием взаимодействия с окружающими людьми. Связанные с этим особенности включают замешательство, автоматическое поведение, трудности с пробуждением, амнезию и быстрое возвращение в полноценный сон после события.

Большинство парасомний, таких, как лунатизм, разговоры во сне, спутанное возбуждение и страх во сне, возникают в первой половине периода сна во время фазы медленного сна. Дети обычно не помнят о таком событии. Напротив, кошмары обычно возникают во второй половине периода сна во время фазы сна с быстрым движением глаз. Эти события дети могут вспоминать

Важно отметить, что симптомы и сроки ночных припадков могут совпадать с парасомниями. На эти расстройства могут указывать повторяющееся стереотипное поведение и странные позы во сне, которые принимает ребенок

К провоцирующим факторам относятся недостаточный сон и расстройства, вызывающие частичное пробуждение ото сна. Апноэ является частым триггером парасомнии: более половины детей, обращающихся по поводу ужасов во сне сна или лунатизма, также страдают и апноэ. Другие триггеры могут включать расстройство беспокойных ног, гастроэзофагеальную рефлюксную болезнь, принудительные пробуждения и прим некоторых лекарств.

Парасомнии часто проходят спонтанно к подростковому возрасту. Лечение сосредоточено на успокоении, уменьшении провоцирующих факторов и увеличении общего времени сна. Когда это уместно, родителей следует проинформировать о мерах безопасности (например, запереть двери и окна, использовать сигнализацию движения, очистить пол от игрушек, положить матрас на пол). Детей, которые проявляют атипичное, вредное или агрессивное поведение или которые не реагируют на консервативные методы лечения, следует направлять для дальнейшего обследования к специалисту по психическому здоровью.

Остались вопросы?
Получите онлайн-консультацию у ведущих педиатров
Санкт-Петербурга!
На ваши вопросы ответит профессиональный и опытный детский врач.
Медицинская помощь для ребенка не выходя из дома в удобное время.

Консультация по Skype длится 45 минут.

Существует ли детский недосып

Принято считать, что хронический недосып — удел взрослых, которые много работают. На самом деле школьники нуждаются в большем количестве сна, но получают его порой меньше, чем взрослые. 

Чем младше ребёнок, тем больше он должен спать. В норме первоклассник должен спать 10–13 часов, включая 1–2 часа дневного сна. Продолжительность сна в подростковом возрасте должна составлять от 9 до 11 часов. При этом дети и подростки часто страдают от недосыпа из-за эмоционального перенапряжения, зависимости от гаджетов и перегрузок в школе. Давайте узнаем, какие могут быть последствия и что с этим делать.  

Недостаток сна

Недостаточный сон в течение недели у многих подростков выражается в более длительном сне в выходные. Однако, известно, что разница между вечерним началом сна и утренним пробуждением на рабочих и выходных днях не должна превышать 1 часа . При более позднем укладывании и пробуждении в выходные, а затем раннего подъёма в понедельник и последующие дни может существенно нарушаться работа внутренних биологических часов (циркадных ритмов). Кроме того, при позднем засыпании часто стадия глубокого сна совпадает с утренним подъёмом на учёбу . Вот почему бывает очень трудно разбудить ребёнка.

В некоторых учебных заведениях практикуют более позднее начало утренних занятий: не в 8.00, а в 9.00. Так подростки могут спать больше на 1 дополнительный час каждый день, а суммарно это 5 часов в неделю.

Регулярный недостаток сна непременно сказывается на здоровье — возникают когнитивные, поведенческие, метаболические и прочие нарушения. Подробнее в статье «Недостаток сна у детей».

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.